В последние месяцы тема идеологии, прямо скажем, обострилась. Хотя, в принципе, ничего не меняется.
Прифронтовые настроения
Что там у нас было за последние три месяца? Раздутая до медиаскандала нетерпимость одной брестчанки к «георгиевской ленточке» в маршрутке. Затем – атака одного политика, который гордится своим происхождением «из шляхты», аж на Министерство обороны. Затем – арест трех журналистов, включая брестского, за недружественные высказывания в адрес государства. А под новый год президент снял с должности заместителя главы своей администрации, который ведал идеологией. Что-то там происходит…
Давний вопрос
Одно время тема государственной идеологии, в начале нулевых, была особенно выпуклой. Нет-нет, да и обнаружишь в читальном зале областной библиотеки свежее обновление на стенде, где представлены книги и пособия, разжевывавшие этот вопрос. Как-то набрал с десяток, да и засел за чтение. Много интересного прочел, в толстой зеленой книге нашел про разницу между восточным белорусом и западным. Мол, местный – практичнее. Невольно вспомнил тётю и прочую родню из Витебской области. А в книге минского автора нашел, что правильная идеология может принести стране миллиарды долларов.
А лет десять назад нашумела в узких кругах книга брестского профессора Бориса Лепешко «Альма матерная». Изданная тиражом всего 100 экземпляров, она была густо пропитана духом поиска. Не могу не процитировать несколько строк.
«…У нас в известные времена «национальное самосознание» было объявлено столь же актуальной темой, как когда-то, в семидесятых годах прошлого века, таковой являлась «Роль профсоюзов в бытовом обслуживании населения». Полагали, что в этих подходах есть что-то общее: а именно то, что и там, и здесь сядут высоколобые умники и быстро что-нибудь настрочат по заказу партии и правительства.
Но не тут-то было. Как оказалось, до темы надо было еще дорасти. Может показаться парадоксом, но чтобы написать о национальном самосознании, надо бы этим сознанием хоть в какой-то мере обладать.
Понятно это было не всем».
Надеюсь, эта книга есть в библиотеке, она полезна будет пытливому уму, пытающемуся разгрызть тему идеологии.
Костями предков лупят по голове современников
У нас такая богатая история, что можешь выбрать себе героя на любой вкус. И чем дальше в глубь веков, тем сильнее кипят эмоции.
В XX веке возникла точка кипения вокруг БНР. Это политический проект, который не нашел достаточной поддержки, не выдержал конкуренции с другими силами и помер. И вот же, находятся мечтатели, пытающиеся сдуть пыль со старых листовок и его оживить.
В XIX веке каким-то холмиком, за который воюют, стала личность Кастуся Калиновского. С религиозным фанатизмом навязывается представление, что его дело было героическим и достойным подражания. О связи смуты 1863 года с ликвидацией крепостного права и отменой «винных откупов», что ударило по богатейшим людям в наших краях, принято умалчивать.
А там еще вырисовывается на горизонте личность Тадеуша Костюшко. Тоже, как идеологический танк, прёт на современных брестчан, размахивая то американским, то польским, то французским флагом.
На одной из улиц Бреста установлен бигборд, напоминающий об одном из магнатов, построивших в городе типографию и напечатавшем Библию. Когда проезжаю мимо него на автобусе, появляется мысль: почему бы рядом не установить щит, посвященный его сыну, который ту типографию разорил, а Библию велел жечь? Для напоминания горожанам, что история у нас многозначная, а отцам семейств – в назидание, чтобы воспитывали сыновей сами, не доверяли этого заезжим фанатикам.
В поисках героя
Но были же у нас приличные люди, которые достойны уважения. Вот, например, в одной из книг белорусского краеведа нашел такую историю про наши края. В те давние годы в Чернавчицах проживал гражданин Радзивилл, состоятельный человек, не отличавшийся строгой моралью. И был у него управделами некто Зборовский, который рыскал по деревням с целью кражи красивых девушек. За похищения и убийства людей его заочно приговорили к смертной казни. Но гражданин Радзивилл отказался выдать городскому правосудию этого негодяя. Тогда городской староста Гробовский провел целую операцию по выманиванию преступника, которого таки поймали и повесили близ деревни Петриково.
Чем не пример верховенства закона? Чиновник не побоялся олигарха – отличный пример для подражания. Где у нас улица имени старосты Гробовского?
Давным-давно, в 1956 году, на экраны вышел фильм «Земля и люди», в нем спорили два героя, агроном и партийный руководитель. На фоне бедной послевоенной деревни схлестнулись политические установки и агротехника. Фильм почти забыт, но название разлетелось и дало имя многим рубрикам в газетах и телепередачам. Тот фильм своей простотой тыкал в суть дела, что такое главная идеология: это земля и люди. Это и должно быть единой основой для мировоззрения граждан современной Беларуси. У нас есть общая земля, на которой всем нам должно быть удобно жить. Все иные разделения – по языковым предпочтениям или выбору героев прошлого – вторичны.
Если подойти с этих позиций – стихают споры по многим вопросам, которые кажутся острыми.
Есть ли политические, экономические и военные угрозы?
В воздухе витает вопрос: угрожает ли Россия? А как же, самим фактом своего существования. С другой стороны – Беларусь угрожает России. Невооруженным глазом видно, что политические системы у нас различаются. Плохо ли это? Это прекрасно! Беларусь задает россиянам настолько неприятные вопросы по поводу собственности и порядка управления, что там есть конкретное раздражение. Но и оттуда ехидная критика: мол, если у вас всё правильно, где результат? Этот вопрос тоже неприятен, и должностным лицам порой хочется спрятаться за какую-нибудь национальную изюминку, которая всё объяснит и позволит не напрягаться.
А рядовому гражданину Беларуси и России от того, что есть два государства с общей историей, языком и культурой, – только выигрыш. Пусть и дальше конкурируют между собой, соревнуясь в качестве управления.
И в экономике, если идти не от навязанных идеологических схем с окончаниями на –изм, а от земли и людей, всё устаканивается. В принципе, в Беларуси делается всё то, что делали другие страны, чтобы вырваться вперед – жесткий протекционизм, своя обрабатывающая промышленность и возможность печатать деньги для своих. Почему не всё сработало – с этим надо отдельно разбираться: быть может, не тем деньги давали. И нечего слушать дилетантов и жуликов, которые пытаются границы передвигать. На минувшей неделе Лех Валенса (ну кто ж его не знает!) в интервью на tut.by озвучил свой план для Украины: «Мы должны договориться так, чтобы покупать у них, например, сельскохозяйственные продукты, а они у нас — машины. Они не будут производить станки и машины, а мы не будем выращивать хлеб». Да это же мечта любого оккупанта…
И даже по военному вопросу, если смотреть с точки зрения «земля и люди», возникает мировоззренческая ясность. Когда-то в Бресте стояла целая дивизия, у которой было больше двухсот танков. Где они? И след простыл, а на месте танкодрома – озера. А вот отмахнуться от того, что дружественная нам Польша закупила в Германии пару сотен «Леопардов» да сотню крылатых ракет – напрягает. Потому как судьба для этих вооружений – или сгнить, или быть использованными на чьей-то территории. Опять блоковое мышление? Память предков не только к героизму взывает, но и к крестьянской осторожности: а не перебежать ли на сторону победителя? Вот только чтобы не ошибиться и не повиснуть на родной березе после войны.
Выход из этих страхов, которые имеют под собой почву, уяснить самим и навязывать соседям, что общая безопасность – это мозаика из региональных безопасностей. У каждой страны своя зона ответственности, этим и надо заниматься, а не искать врагов.
Еще хорошо бы на границе с Евросоюзом поставить памятник лорду Керзону, благодаря которому Брест и стал пограничным городом. Сколько ту линию разграничения, которую он прочертил, ни пытались передвигать в XX веке – ничем хорошим это не кончилось. Обломались все – Тухачевский, Пилсудский, Гитлер, Сталин… Даже Ярослав Романчук, который перед президентскими выборами 2010 года имитировал выкапывание столба на границе с Польшей, делал это на украинской границе, под Томашовкой, что символично.
Кстати, почему бы какую-нибудь пограничную заставу на польской границе не назвать именем лорда Керзона? В Великобритании бы юмор оценили.
Вот и нехитрый итог: в основе государственной идеологии должны лежать земля и люди. Все внутренние разделения по языковым и религиозным предпочтениям – ни к чему. И кости предков не стоит выкапывать, чтобы ими по головам современников бить.
Валерий ЦАПКОВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий