Гражданское общество Беларуси: Не надо комплексовать
Конференция «Состояние гражданского общества Беларуси» состоялась 26-27 октября в Варшаве.
Мероприятие было организовано Советом Европы и польским Фондом имени Казимира Пулаского.
Как заявил сайту charter97.org Председатель Конференции международных неправительственных организаций (КМНО) Совета Европы Жан-Мари Хейдт, гражданское общество в состоянии изменить политическую ситуацию в Беларуси. И никакая сила, кроме этой, не сможет привести к позитивным изменениям.
«Есть много примеров в мире, в том самом Египте, Тунисе, Ливии, когда именно гражданское общество добилось демократических перемен. И, возможно, ситуация в Беларуси не идентична ливийской или египетской, но процессы во всех этих странах схожи. Я верю, что все получится, и поэтому Совет Европы продолжит поддержку белорусского гражданского общества», - отметил Хейдт.
Глава КМНО Совета Европы подчеркнул, что гражданское общество в Беларуси хоть медленно, но развивается, однако достичь процветания неправительственных организаций возможно только в демократическом обществе. Поэтому демократия - то основное, к чему нужно стремиться.
«Регулярно принимаю делегации неправительственных организаций из Беларуси. В Страсбурге демократические активисты и представители гражданского общества из Беларуси всегда ожидаемые гости. Я, безусловно, осознаю, что сделано уже много, есть определенный прогресс, есть те моменты, которые позволяют надеяться на лучшее. Но достичь нашей цели мы можем только благодаря демократии. Известно, что демократия - такая форма правления, которая требует наибольших усилий, но также известно, что это самая справедливая система из тех, которые существуют в мире. Ее ценности остаются неизменными, и они впредь помогают нам функционировать. Демократия непосредственно связана с правами человека, со свободой выражения и с ответственным подходами. Поэтому я надеюсь, что мы будем формировать лучшее будущее для гражданского общества в Беларуси. Известно, что гражданское общество дает нам надежды, позволяет действовать тогда, когда мы начинаем замечать какие-то правительственные ограничения», - говорит Хейдт.
Европейский чиновник подчеркнул, что основной проблемой гражданского общества в Беларуси является то, что люди не могут свободно встречаться, разговаривать, выражать свои мысли. В свою очередь, главная проблема самой Беларуси - наличие в стране политических заключенных.
Во время конференции развернулись дискуссии по темам «Белорусское гражданское общество после выборов», «Социальные изменения в Беларуси», «Ситуация с НПО в Беларуси», «Масс-медиа и интернет — как инструмент гражданского общества», «Где находится центр гражданского общества?».
Философ и руководитель Совета Международного консорциума «ЕвроБеларусь» Владимир Мацкевич сразу предостерег общественных активистов от попыток уйти в своей деятельности от политики:
«Еще Аристотель определял политику как искусство ведения общих дел. Политики занимаются нашими общими делами: налогами, благосостоянием, положением страны, ориентацией и так далее. И нужно перестать думать советскими категориями, что политика - дело избранных людей, которые почему-то имеют большее право решать, чем все остальные. Это такой философский тезис, мировоззренческий. А на уровне практики я прихожу через этот тезис к тому, что у меня для вас плохие новости. Если вы думаете, что вы можете защитить дерево, помочь ребенку или инвалиду перейти улицу, что этот шаг делает вас уважаемыми людьми, которые приносят порядок, способствуют улучшению страны — ничего подобного! А других детей вы не успеваете перевести? Спасая одно дерево, в других местах губят массу других. Все малые дела — для успокоения и очистки совести. Если мы действительно заботимся о детях, о стариках, о деревьях, надо решать принципиальные вещи. А это, значит, надо не давать врагам этих детей портить им жизнь, не давать дельцам благодаря коррупции выбирать лучшие места для застройки вместо того, чтобы строить там, где может быть дороже, но людям удобнее и так далее. Все упирается в политику. И перестаньте дурить голову себе, другим, что вы вне политики. Даже в Советском Союзе учили ленинскому принципу: если вы не интересуетесь политикой, политика рано или поздно заинтересуется вами. Вот Наталья Радина сидела в тюрьме, я бы сказал, сидела за «дело», но рядом с ней хватали людей, которые не интересовались политикой. Вот политика взяла и схватила людей, которые ехали на встречу с детьми или инвалидами. Это живой пример того, что политикой нельзя не интересоваться и всякий, кто сегодня говорит, что гражданское общество должно быть вне политики — лжец и демагог. Мы все в политике по уши».
Главный редактор сайта charter97.org Наталья Радина призывала СМИ, гражданское общество и политическую оппозицию из режима выживания перейти «в режим сопротивления и борьбы».
«Будем говорить прямо — в Беларуси нет свободы слова. Есть героические попытки отдельных СМИ и журналистов сообщать о том, что на самом деле происходит в стране, несмотря на репрессии и давление со стороны спецслужб. И независимые СМИ, и гражданское общество, и политическая оппозиция сегодня существуют в режиме выживания. Все, что реально опасно для власти, уничтожается. Начали с уничтожения независимых газет и радио, затем перешли к газетам и закончили интернетом. Судьба журналистов сайта charter97.org — тому показательный пример. Наш опыт был предупреждением всем. Не будете играть по правилам режима — будут разгромы офисов, уголовные дела, убийства и аресты журналистов. Наиболее остро пишущие внутри страны журналисты Ирина Халип и Анджей Почобут осуждены и находятся под угрозой новых тюремных сроков, «Народной воле» и «Нашай Ніве» постоянно выносятся предупреждения, чтобы шантажировать их возможностью скорого закрытия. В условиях шантажа и контроля со стороны КГБ вынуждены работать все СМИ, даже зарубежные, поскольку обязаны иметь аккредитацию лукашенковского МИДа. В этих условиях со стороны Запада необходимы следующие шаги. В первую очередь, продолжать поддержку независимых СМИ, работающих внутри страны в условиях давления и цензуры. Во-вторых, поддерживать и развивать СМИ, которые работают на Беларусь из-за рубежа («Белсат», Хартия-97, «Радые Рацыя», «Еврорадио», «Радые Свабода»). В конце концов, надо ставить, наконец, передатчики на границе, чтобы эти радиостанции могли звучать в FM-эфире. Необходимы также мини-типографии по всей стране для печати подпольной прессы. Но самое главное, все должны переходить из режима выживания в режим борьбы».
Директор «Еврорадио» Дмитрий Новиков считает, что главное сегодня — перестать конкурировать друг с другом и объединиться:
«Я не считаю себя эмигрантом, моя семья чуть больше года назад приехала ко мне в Варшаву. Мои польские коллеги, которые не имеют никакого отношения к политике, часто задают мне вопрос: «Если Лукашенко такой недалекий, то почему он столько лет находится у власти?». Для меня это был ключевой вопрос. Потому что, говоря о Лукашенко и его политике, мы неправильно расставляем акценты. Да, мы говорим, что нам проще работать отсюда, нам не позволено работать на территории нашей страны, но не нужно забывать, что тотальный контроль спецслужб не ограничивается только территорией Беларуси. Не забывайте о том, что белорусская внешняя разведка и контрразведка работают, и делают это очень неплохо. Хотя я бы не демонизировал белорусские спецслужбы, они не настолько сильны, как кажутся. К счастью, мне не ломали руки, не ставили на растяжку, но, исходя из моего личного опыта, спецслужбы чаще всего занимаются запугиванием. Тот, кто испугался, - сломался. Понятно, что каждый человек имеет такие точки, на которые можно очень сильно надавить, и поэтому осуждать людей за то, что они сломались, ни в коем случае нельзя.
Возьмем медиа, которые сегодня сами по себе разпозиционировались. Сегодня у нас в интернете есть феномен Хартии-97, у нас есть только один телевизионный канал, три независимые радиостанции. Это смех! Сейчас в мире международный финансовый кризис, поэтому, если мы с вами о чем-то говорим, то давайте говорить конкретно. То же самое относится и к политическим институтам и процессам. Всем найдется место в принятии коллективных решений».
Координатор гражданской кампании «Европейская Беларусь», бывший политзаключенный Дмитрий Бондаренко отметил, что белорусам есть, чем гордиться даже в условиях диктатуры. Главное – быть успешным в своей сфере деятельности:
«Тема нашей секции: «Где центр тяжести гражданского общества?» Конечно, в Беларуси. Где же еще? На конференции была озвучена концепция «малых дел» и «малых побед». Если сравнить современное белорусское общество с населением БССР в 70-е годы прошлого века, то можно сказать, что за это время мы совершили значительный прогресс. Тогда, наверное, не было и ста человек, которые могли одновременно говорить по-белорусски и знали настоящую историю Литвы-Беларуси. Сегодня таких людей - сотни тысяч. И мне кажется, что сегодня белорусам необходимо просто и спокойно делать свое дело. Необходимо проводить тотальную экспансию белорусов в мире. Например, белорусы, которые живут в Варшаве, некоторое время бывшей нашей общей с поляками столицей, должны стать здесь «своими», в хорошем смысле слова завоевать этот город. Белорусы, живущие в Вильне, также нашей общей древней столице, должны стремиться быть примером для окружающих. То же касается и белорусов Москвы, Киева... А что такое вообще «малые победы?» Я, например, горжусь тем, что первая ракетка мира – белоруска Виктория Азаренко. Это «малая победа» ее семьи, которая воспитала ее и своевременно отправила ее учиться в заграничную теннисную школу. Сегодня Азаренко живет в Монако, однако ею гордится вся Беларусь. Я горд за футбольный клуб БАТЭ. Это, подчеркиваю, не хоккейный клуб, а футбольный. Игроки из Борисова стали не только многократными чемпионами Беларуси, но и три раза попадали в групповой этап Лиги Чемпионов. Польские клубы, например, таким похвастать не могут. У нас есть Свободный театр, есть талантливые художники. Художник Андрей Дурейко сказал мне, что уже сейчас можно говорить о «дюссельдорфской белорусской художественной школе». И Беларусь сегодня – это наши бренды: Плошча, Шушкевич, Свободный театр, радио «Свабода», «Наша Ніва», Хартия-97, «Ляпис Трубецкой»...
Главное – быть успешным в своей сфере деятельности. Если добиться успеха в ней, ты заставишь всех уважать тебя. Это и будет Беларусь. И сегодня, благодаря интернету и другим информационным технологиям, белорус, где бы он не жил — на родине или за рубежом, он может быть белорусом и ощущать себя частью своей страны. И я, несмотря ни на что, остаюсь оптимистом. Во-первых, нас не убивают так, как убивали раньше. Во-вторых, нас не ссылают в Сибирь, где белорусы исчезали бесследно. Когда умер Василь Быков, проводить его в последний путь пришли несколько десятков тысяч белорусов. Без каких-либо объявлений и зазываний. И там я увидел множество людей, которые участвовали в первых акциях Белорусского Народного Фронта. И тогда я подумал: эти люди остаются белорусами и воспитывают своих детей тоже белорусами.
Мы должны избавляться от комплексов. Белорусский вопрос – это не только проблема нашего народа, это серьезная международная проблема. Только вместе с международным сообществом мы сможем победить диктатуру. Сегодня происходит «лукашенизация» всего региона и начинается возрождение агрессивной российской империи. Поэтому нам необходимо иметь сильных международных союзников. Мы не должны комплексовать. Я обратил внимание на то, что многие герои Польши – это люди, которые просто сражались. Они не одержали побед, но они сражались. Это Тадеуш Костюшко, герои восстания 1831, 1863 годов, варшавские повстанцы 1944 года. В Польше не боятся называть героем того, кто проиграл. Давать оценку нашему поколению будут уже историки. Однако, повторюсь, в сравнении с семидесятыми, мы пустили корни, мы состоялись как нация и как государство. И для меня это самое главное на данный момент».
Директор Восточноевропейской школы политических исследований Александр Добровольский представил новый взгляд на взаимоотношения Беларуси с Европой и Россией:
«Безуспешность многих наших действий должна привести к мысли, что нам нужно посмотреть на ситуацию со стороны. Уже много лет Европа, белорусское гражданское общество и политическая оппозиция стараются достичь изменений в Беларуси, но эти изменения не происходят. Начнем с того, где мы находимся. Когда кто-то приезжает в Совет Европы и получает карту, то, если это белорус, его постигает шок. Наша страна единственная не является членом Совета Европы на огромном пространстве. На карте Совета Европы это заштриховано, что выглядит достаточно символично.
У нас есть одна проблема в мышлении нашей политической элиты. Линейность мышления «Восток-Запад», которая лишает власть, общество и всю нацию возможности для рассмотрения разных вариантов поведения. Линия Восток-Запад предполагает несколько ролей. Чем может быть Беларусь? 1. Частью Запада. 2. Частью Востока, Азии, Евразии 3. Мостом 4. Посредником, переводчиком смыслов. Получается, что третье и четвертое наиболее выгодно Беларуси в ситуации конфликта между Востоком и Западом, но, с другой стороны, это очень некомфортное состояние. Это линейное мышление порождает проблемы, но, к сожалению, большинство людей в мире мыслит о Беларуси только в этих двух категориях. Если бы мы открыли для себя новые возможности, мы бы получили интересные вещи. Стратегически важны северный и южный векторы, чтобы вырваться из зажимающих нас тисков. Реальная ситуация такова, что мы находимся на линии конфликта между Востоком и Западом. Некоторые называют это цивилизационным конфликтом, но хочу казать, что для российских политических элит это очень выгодно.
Мы находимся в ситуации, когда Россия совершенно неразумно пытается найти врага в лице Запада и таким образом ставит Беларусь в очень неудобную ситуацию, потому что белорусы не заинтересованы в том, чтобы ссориться с соседями. Альтернатива, которую Россия может предложить взамен сотрудничеству с Западом, Беларусь не совсем может устроить. Несмотря на то, что белорусы считают себя близкими российскому народу, вряд ли ли они выступают за азиатский выбор. Поэтому вражда России с Западом потенциально ставит Беларусь перед проблемой выбора: Европа или Азия. Это довольно опасный путь для России, потому что Беларусь вообще-то не хочет делать такой выбор, а если заставят, то я думаю, скорее всего, может победить европейская идентичность, поскольку азиатская идентичность вряд ли может быть близка белорусам при всей любви к российскому народу. Европа не ставит Беларуси условием сотрудничества подобного рода требования и, мне кажется, что эта позиция очень рациональная.
Тем не менее Беларусь должна будет определиться. Но белорусская власть сегодня так и не сделала никакого выбора. Она ведет себя якобы прагматично, чтобы что-то урвать и там и там, но на самом деле, кто мы такие и где мы находимся — вопрос, на который белорусы так и не ответили. Опросы в разное время фиксировали приблизительно одинаковую ситуацию, были колебания, но белорусы хотят сотрудничать и с Востоком, и с Западом. Можно говорить, что это признак инфантилизма, прагматизма, но на самом деле это просто нежелание белорусов конфликтовать и особенно участвовать в чужих конфликтах. Отношения с Европой для Беларуси сегодня являются очень острой проблемой. Это биполярное мышления сокращает поле для маневра, и конфликт с Западом угрожает независимости Беларуси. Понимают это и власти. Но Европа основана на ценностях, и основные условия, которые Европа требует — это освобождение политзаключенных и введение моратория на смертную казнь. Эти условия и останутся, но, если брать мораторий на смертную казнь, то, хотя это и принципиальная позиция, освобождение политзаключенных и прекращение репрессий — все-таки более важная проблема. Цель Европы — спокойное сотрудничество с цивилизованной европейской страной. Эта цель не посягает на независимость Беларуси, но считается угрозой для сохранения режима».
Комментариев нет:
Отправить комментарий