среда, 30 ноября 2011 г.

"Оппозиция привела Лукашенко в Кремль"


Артор текста Андрей Суздальцев, источник. 
Россия одним махом освободила республику от экономического кризиса.
Зиму Беларусь переживет. Объем  экономической помощи,  которую Москва по итогам состоявшегося  25 ноября  Высшего ГосСовета Союзного  Государства  России и Беларуси  предоставит РБ,  носит беспрецедентный  характер. Даже в рамках  российско-белорусских отношений, всегда отличавшихся крайней финансово-ресурсной асимметрией,   Минск никогда единовременно  не получал столь массированной  поддержки.  Фактически Россия взяла экономику республики на свой бюджет: снижение цены поставляемого в 2012 г.  природного  газа до  165,6  долларов  (2,1 млрд. долларов в минусе у  ОАО «Газпром»),  реструктуризация более 100 млн. долларов долга  за газ 2011 г.,  кредит в 10 млрд. долларов на строительство АЭС  (на десять лет).
 
Продан  за 2,5 млрд. долларов последний пакет ОАО «Белтрансгаз». На самом деле этот пакет обошелся в  4,6 млрд. долларов (с учетом скидки в цене за газ на  2012 г.),  а все  белорусское  газотранспортное предприятие обошлось  «Газпрому»  в сумму  свыше   7,1 млрд. долларов (не учитываются скидки в цене газа, поставленного  в  РБ  с 2007 по  2010 г.), т.е. дороже, чем  всё строительство   газопровода  Nord Stream,  чья первая очередь  превосходит мощностью  системы  «Белтрансгаза»  в два раза.
 
Стоит напомнить, что уже Минску  предоставлен  кредит Сбербанка  на 1 млрд. долларов ,  а также не за горами явно припозднившийся второй транш кредита ЕврАзЭС (440 млн. долларов). В общем,  деньги «прут» со всех сторон…  Что же происходит?  Понятно, что перед нами финансовое  наполнение   политического решения Москвы, требующего  очень серьезной  аргументации для российского политического класса.
 
За последние 17 лет мы не раз сталкивались с феноменом  щедрой российской помощи Республике Беларусь.  Даже  при  всем старании  белорусского государственного агитпропа, постоянно пытающегося или замолчать данную  российскую  поддержку , или  выставить ее  то     компенсацией за  тяготы   постоянных кризисов с Западом, то некой  особой  данью за  «союзничество»,   то  вкладом в российско-белорусскую  интеграцию (согласно постоянным  заявлениям  А. Лукашенко, 4,6 млн. трудоспособных белорусов обеспечивают   рабочими местами  от  10 до 15 млн.  россиян(?)) , скрыть факт  огромной экономической зависимости  белорусской экономики  от  дешевых российских  энергоносителей, российского рынка и российских кредитов  невозможно.
 

Россия одним  махом освободила республику  от  экономического кризиса, душащего ее в течение  практически целого  года.  Сомнительно, чтобы в Кремле не понимали того, что А. Лукашенко  успех  стабилизации экономики  за чужой счет  припишет исключительно себе и своей  политике, направленной на всемерную консервацию, разоряющей страну и обогащающей  правящий  белорусский истэблишмент  белорусской экономической модели.  Так же нет сомнений в том, что  белорусское руководство исключительно быстро проест  предоставленные ресурсы.  Подтверждением тому является завершающийся благодаря  внешней  помощи  кризис,  который  начался  несмотря на то, что страна была в относительно благоприятных условиях -  белорусские НПЗ были переполнены  доступной  российской нефтью , и республика получала самый            дешевый в регионе природный газ, а белорусская  продукция  свободно поступала на российский рынок.  И тем не менее, это не спасло страну от  почти катастрофической ситуации в апреле - июне, когда  белорусское руководство буквально считало часы до поступления  первого транша  ЕврАзЭс (800 млн. долларов).
 
Для осмысления происходящих событий  необходимо ответить на несколько вопросов. В частности, зачем все это России , и является ли  столь  щедрая помощь Минску    принципиальным  моментом для  российской внутренней политики?  Укрепит ли новый виток  финансово-ресурсной  поддержки  власть А. Лукашенко, вырастет ли  рейтинг  белорусского президента или же  можно ожидать  иных, негативных для Минска  тенденций?   Остается вопрос как о характере  соглашений, так и об отношениях Москвы  персонально с  А. Лукашенко…
 
Автор этих строк не  хотел бы повторять  сюжеты  предыдущей статьи «Интеграционная прелюдия», в которой  вполне  подробно расписаны  интересы  Российской Федерации в  построении  крепкой интеграционной группировки  на постсоветском пространстве . Понятно, что «союзники» из белорусов   только на словах. Опыт  российско-грузинской войны показал реальную цену всей союзнической риторики  Минска.Да  и Казахстан в 2008 году уклонился от  выражения публичной поддержки Кремля.  Но других союзников, к сожалению, нет… Видимо, этот момент тоже учитывается в  Кремле и российском Белом Доме.
 
Несколько увял и  украинский фактор. Острота российско-украинского  газового противостояния  частично  ослабла, дело идет к соглашению.  В российском истэблишменте   крепнет понимание того, что Украину не удастся втянуть ни  в ТС, ни, тем более в ЕЭП.
 
Насколько такие масштабные соглашения как в рамках  ТС-ЕЭП, так и  действующего  Союзного Государства России и Беларуси  увязаны с российской предвыборной  политической конъюнктурой? Этот вопрос очень важен, так как  в среде российского и  белорусского экспертных сообществ и политических  классов  встречаются мнения,  что  интеграционные  проекты  «тандема»  потеряют свою актуальность уже в марте  2012 года.  С этими мнениями трудно согласиться, так как  внимательное  наблюдение за  интеграционной темой в Россией  позволяет сделать выводы, что, во-первых, она, безусловно, важна и политически выигрышна,  но не определяет   характер  предвыборной  кампании.  Российские федеральные  телеканалы  уделили итогам заседания  Высшего ГосСовета СГ  буквально несколько минут, которые в общей сумме трансляций  не превысят и получаса эфирного времени.  Продолжения данная тема не получила.  Возможно,  российские власти и не хотели бы привлекать внимание общественности к столь огромным преференциям режиму человека,  мнение о котором в  российском политическом классе    в целом отрицательное.   Кроме того, учитывая,  что рейтинги  «тандема» падают,  появление рядом с В. Путиным и Д. Медведевым А. Лукашенко не  прибавит им симпатий  среди интеллигенции, бизнес-класса и т.д. Так что мы можем говорить исключительно о  стратегических целях  Кремля - создании жесткого  интеграционного центра, включающего в перспективе  политическую надстройку.  Понятно, что на этом  пути А. Лукашенко  будет только попутчиком и то  недолго.  Рано или поздно  он объективно станет тормозом  такого рода  глубокой интеграции, так как она  в обязательном порядке  ударит по его  власти.     Остается выяснить, как скоро?  В данном случае, все зависит от интеграции, которую А. Лукашенко обязался всемерно  развивать, угулблять и расширять.
 
Хочет ли российское  руководству иметь дело с А. Лукашенко?  Понятно, что не хочет. В принципе, президент  и премьер России  и не особенно это  скрывают .  Отношение к белорусскому президенту скорее брезгливое, показушно радушное.  Беда в том, что  решать  Москве вопросы по белорусской тематике больше не с кем.  Внимательное наблюдение за белорусским обществом, политическим классом,  номенклатурой позволяет утверждать, что  белорусского президента  могут ненавидеть,  но пока он снабжает республику  кредитами,  дотациями и преференциями от России, никто и ничто в Беларуси ему не  угрожает. На Западе его роль тоже оценивают вполне реально …Разве Польша, в случае  успеха «цветной  революции»  в Минске,  начнет поставлять в республику газ с нефтью и закупать белорусские молоко и сыр?
 
В этом плане показное возмущение  оппонентов белорусского режима, годами изощряющихся в  русофобии,  тем что  А. Лукашенко  опять оказался в кругу  В, Путина и Д. Медведева,  не может кого-то обмануть, так как, к сожалению, политическая оппозиция, упорно продолжая лететь и «пролетать» с одним «западным» крылом,   сделала для  успеха очередного  российско-белорусского саммита  едва ли не больше, чем сами белорусские  власти , начиная с участия в предвыборных играх и заканчивая  непрерывной антироссийской кампанией на своих информационных ресурсах. При этом  приходится невольно отмечать, что когда  антироссийская кампания в октябре - ноябре  2011 года по понятным причинам стала  постепенно  утихать  в государственных СМИ, ее тут же подхватили и раздули СМИ уже оппозиционные.
 
Оппозиция сама оставила Москву для Лукашенко и, кроме  лживых уверений некоторых   кандидатов в президенты осенью  2010 г., в том, что они являются «кандидатами  Кремля»,  дальше на восток не пошла. В итоге кризиса 2011 года  на восток поехала новая волна белорусских  рабочих , и   А. Лукашенко собственной персоной - главный  белорусский  гастарбайтер, и, между прочим,  самый  успешный.  Ему есть  что привезти домой после  25 ноября.
 
И все-таки, так  ли лучезарно все сложилось для  белорусской стороны после подписания  соглашений на Высшем ГосСовете Союзного Государства?  Внимательные   наблюдатели заметили  скованность   А. Лукашенко, искусственную натянутость  его улыбок. В момент, когда В. Путин предложил собравшимся еще раз  критично  обратить внимание на детали соглашений,  лицо президента РБ  просто окаменело.  Безусловно,  Москва  фиксирует тот факт, что с декабря  2010 г. белорусский президент   четко и своевременно выполняет все свои обязательства, которые он взял перед Россией. Но, видимо, некоторые все-таки задерживает.    Об этом и шла речь в кулуарах  саммита.  Деталей  этого разговора мы не можем знать, но уже тот факт, что  очередное  маятниковое  движение  А. Лукашенко по маршруту «Восток-Запад», которое  белорусский  президент попытался  раскрутить в сентябре, постепенно  утихло, говорит о многом.  Остальные договоренности проявятся в ближайшие месяцы. Итак, перед нами  все-таки пакетное соглашение.  Иначе и быть не могло.
 
Помогут ли А. Лукашенко  итоги Высшего ГосСовета?  Помогут. Он укрепит свой имидж  главного кормильца республики,  ему будут аплодировать директорат и белорусская олигархия, а также силовики. Вместе со стабилизацией  экономики  уйдет в историю валютный кризис, начнет понемногу подниматься  заработная плата. Не изменятся только экономика и экономическая политика А. Лукашенко.  Это приведет к тому, что уже в начале  весны  2012 года, оказавшись в ЕЭП,  белорусский президент снова поставит вопрос о «компенсациях»¸  заголосит о том, что  ЕЭП для Беларуси «дорого обошелся».  Видимо, такого развития событий не избежать, как бы  не питали в Кремле   надежд, что получив очередные дотации и  преференции,  белорусский президент начнет   реформы. Между прочим, именно об  этом и говорил Д. Медведев А. Лукашенко.  Правда, тот вел себя так, словно не слышит…
 
Обратим внимание на следующие  факты:
 
А. Лукашенко  18 октября: «Многие говорят: цены, цены растут, давай зажимай. Ни в коем случае это нельзя делать сейчас». Но тут же подчеркивает: «Да, надо контролировать, чтобы «разбэшчанасці» не было, но у нас даже не в «разбэшчанасці» дело. У нас цены такого уровня, что они уже уперлись в спрос населения. Дальше уже цены не могут так расти».
 
А. Лукашенко 22 ноября:«Наши экономические возможности и современные условия не позволяют допускать непродуманных экспериментов, которые самым негативным образом скажутся на благополучии народа. Нельзя забывать, что экономика не замыкается лишь на бизнесе и защищает интересы только коммерсантов. Надо помнить и заботиться о благе тех людей, которые сеют, пашут, стоят у станка, строят дома, управляют транспортом, лечат больных, учат детей. У них есть ещё семьи, которых надо кормить, одевать, обувать. Разумное управление экономикой - это соблюдение баланса интересов всех слоев населения».
 
Все, реформы умерли,  так и не начавшись.  Пришло время делить…
 
Итак, А. Лукашенко получил передышку на несколько месяцев. Зима будет веселой.

Комментариев нет: