четверг, 21 марта 2013 г.

1993


Как это было: марш белорусских "боевиков" по центру Минска 76


20 лет назад БЗВ (Беларускае згуртаванне вайскоўцаў) прошло маршем по проспекту Скорины, что сильно напугало тогдашних министра обороны и главу КГБ. Именно после этого марша из силовых структур были уволены такие известные ныне политики как Микола Статкевич и Владимир Бородач.
Как это было: марш белорусских "боевиков" по центру Минска
О том, как это было, вспоминает "Салідарнасць".

Акция весны 1993-го стала пиком деятельности «Беларускага згуртавання вайскоўцаў». Организация была основана во время ГКЧП, а через год инициировалаа трогательную церемонию присяги на верность Беларуси на столичной площади Скорины.

Как рассказал один из лидеров БЗВ, майор запаса Александр Станкевич, меньше, чем за два года существования были созданы региональные структуры организации в Витебске, Могилеве, Гродно и других городах.

В начале 93-го было решено создать и Минскую городскую организацию. После учредительных собраний в каждом из девяти районов столицы 20 марта состоялось общее собрание во Дворце профсоюзов. На следующий день, в воскресенье, друзья БЗВ запланировали марш в центре Минска.


Председатель «Беларускага згуртавання вайскоўцаў» Николай Статкевич


Учредительное собрание отделения БЗВ Фрунзенского района

Бывший подполковник КГБ Валерий Костко, который на тот момент еще работал в госбезопасности, объясняет инициативу двумя причинами.

- Во-первых, это акция была посвящена 75-й годовщине провозглашения независимости Белорусской Народной Республики. Во-вторых, это была проверка структур БЗВ. Торжественный марш - всегда демонстрация своих сил и сплоченности.

Под барабанную дробь по главной улице

Марш 21 марта участники того события вспоминают как незабываемое зрелище. С площади Независимости на проспект Скорины члены « Беларускага згуртавання вайскоўцаў» двинулись под барабанную дробь и под десятью хоругвями с изображением исторических фигур.



Они олицетворяли собой девять столичных районных организаций БЗВ, а также отделение Минского района. Так, под хоругвью «Вітаўт» шли представители Фрунзенского района. Всего на марш вышло до 1000 членов организации.

Большинство среди них составляли офицеры запаса и в отставке, но были и действующие. К примеру, во главе колонны шел председатель БЗВ подполковник Николай Статкевич.

Участники марша шли в гражданской одежде (хотя и с шевронами БЗВ на рукавах), так как объединение военнослужащих являлось общественной организацией.

Впереди колонны Алесь Станкевич, накануне избранный председателем Минского городского отделения, нес большой бело-красно-белый флаг.

Участники марша двигались по центральной части проспекта Скорины. Когда голова колонны, к которой присоединились и многие наблюдавшие манифестацию прохожие, достигла Октябрьской площади, ее хвост с площади Скорины еще не вышел, вспоминает Алесь Станкевич.


21 марта 1993 года. На площади Независимости формируется колонна


Хоругвь «Вітаўт»


На марше. Слева направо - Иван Гросс, Алесь Кулеш, Николай Статкевич, Валерий Костко, Николай Журавкин, Николай Бирюков

Последней хоругвью «Свіслач», которая представляла Ленинский район, руководил полковник в отставке Иосиф Шор.

- Мы хотели показать, что есть люди, которые стараются за Беларусь, - вспоминает он. - Во время и после марша никаких проблем и препятствий у нас не было. Наоборот, кто видел, говорил: молодцы, не побоялись выйти! Я горжусь, что участвовал в том марше.

- Мы шли без скандирование и лозунгов, как это бывает на политических митингах и шествиях. Но это было зрелище. Марш военных под барабанную дробь - это не шутки, - рассказывает депутат Верховного Совета XII созыва, офицер запаса Леонид Дейко.

Соглашается с ним и Валерий Костко.

- Если ты среди единомышленников, когда вокруг много народа, это всегда приводит к воодушевленному состоянию. У нас было чувство достоинства и гордости за то, что делаем. Мы продемонстрировали, что нас много и что среди нас люди, которые знают, что такое дисциплина и порядок.

Марш закончился в сквере Янки Купалы, где возле памятника поэту состоялся митинг, посвященный Дню Воли. Среди его участников были писатель Василь Быков и руководитель БНФ Зенон Позняк.


На митинге. Слева направо - председатель Минской группы БЗВ Алесь Станкевич, председатель Белорусской социал-демократической Грамады Олег Трусов, художник Микола Купава, активист БНФ и БЗВ Николай Антипович


Митинг в сквере имени Янки Купалы. В центре среди участников - Василь Быков
Реакция власти

Один из лидеров БЗВ Валерий Костко не случайно называет акцию 21 марта 93-го пиком деятельности БЗВ. Реакция на марш со стороны властей была сверхнервозной, начался разгром организации.

- Председатель КГБ Ширковский в тот же день 21 марта собрал высшее руководство госбезопасности и приказал разобраться, что это за почти военизированная структуры БЗВ, - говорит Валерий Костко, который на тот момент работал старшим юрисконсультом у первого заместителя председателя КГБ Валерия Кеза.

Неприятностей добавило и то, что марш испугал тогдашнего министра обороны Павла Козловского.

- Козловский через несколько дней поднял шум, говорил, что штурмовики прошли под барабанную дробь по главному проспекту Минска. Видимо, в Минобороны марш и деятельность БЗВ восприняли как попытку создать альтернативу существующим Вооруженным силам, - вспоминает бывший депутат и «парламентский рупор БЗВ» Леонид Дейко.

- Пал Палыч Козловский вопил, что БЗВэшные боевики чуть ли не с оружием в руках угрожали свергнуть власть, - отмечает Алесь Станкевич.

Эти обвинения руководители БЗВ отвергают.

- Нашей главной целью было воспитание патриотически настроенных людей, которые знают что такое защита Родины, - рассказывает Валерий Костко. - Нервная реакция сверху была вызвана тем, что в этом увидели силу людей, объединенных национальной идеей, чувством патриотизма и национального достоинства. Эта сила в какой-то момент могла сработать не так, как нужно власти. А то, что угрожает власти, - уничтожается.

Расправа над активистами БЗВ была быстрой. Буквально через два месяца за «дискредитацию офицерской чести» уволили из армии главу БЗВ Николая Статкевича. В августе вынужден был проститься с КГБ Валерий Костко. Уволенными оказались командир бригады спецназа Владимир Бородач и другие офицеры вооруженных сил и милиции. А вскоре и БЗВ запретили.

- Козловский десятками увольнял из армии офицеров-членов БЗВ. Мы принимали по этому поводу соответствующие заявления, было и совместное заявление от БНФ и общественности, где первой стояла подпись Василя Быкова, - говорит депутат Верховного Совета XII созыва Сергей Наумчик.

Сегодня Алесь Станкевич вспоминает события 93-го с ностальгией, но вместе с тем и с осторожным оптимизмом.

- Тогда у людей была вера в лучшую долю для себя и близких. А теперь же общество запугано, а его лидеры в тюрьмах или разбросаны по миру. Но те события показывают, что белорусы спят до поры, до времени, - считает он.


принятие присяги на верность независимой Беларуси 8 сентября 1992 года

Комментариев нет: