среда, 31 августа 2011 г.

8 октября "Октябрьской демократической революции" не будет

Сегодня руководители предприятий, районов должны были бы стать плечом к плечу к людям, которые организуют Народны сход или, как минимум, не мешать, ведь дома они обсуждают те же темы, что и простые люди.

Такое мнение в интервью UDF.BY высказал лидер Белорусской партии левых "Справедливый мир" Сергей Калякин.

- Сергей Иванович, до объявленного Схода осталось чуть больше месяца, но еще не все поняли, для чего он нужен и что принесет гражданам нашей страны.

- Сегодня в обществе присутствует очень много разных мнений по поводу предстоящего Схода, особенно их много в интернете. Одни говорят, что 8 октября произойдет какая-то революция, другие - что оппозиция ожидает социальный взрыв, третьи - что 9 октября мы проснемся в другой стране. Это не соответствует действительности. 8 октября не произойдет Великая октябрьская демократическая революция.


- Что же тогда будет?

- Мы планируем собрать людей в десятках городов нашей страны, чтобы сами люди воспользовались своим конституционным правом на прямое участие в управлении делами государства. Мы видим, что сегодня в государстве непорядок, что стремительно нищают люди, что кризис (финансовый, экономический, товарный) углубляется. Вместе с этим разрастается и политический кризис. И сегодня очевидно, власть не способна сама ставить перед собой задачи, чтобы разрешать возникшие проблемы, которые ярко проявляются сегодня в стране. Поэтому мы хотим в определенной степени с помощью людей помочь власти поставить те вопросы, которые она должна решить.

- Как будут проходить собрания?

- Наша задача, чтобы эти люди, собравшись, обсудили свою жизнь: каковы сегодня цены, каковы зарплаты, пенсии, пособия; можно ли на такие доходы жить; насколько люди сегодня могут обеспечить свой быт; какова ситуация у них на производствах, на тех местах, где они работают. Обсудив это, выработать свои требования к власти, что нужно делать, чтобы люди совсем не обнищали, чтобы могли спокойно жить, работать, отдыхать. Люди по единой повестке дня в различных регионах Беларуси выскажут, я думаю, практически совпадающие требования, от которых власть не сможет просто так отмахнуться.

- Почему?

- Одно дело, когда эти требования будет высказывать, как сейчас говорят, титульная оппозиция - политические партии, движения и т.д., то власти, как обычно, могут это просто не заметить. И совсем другое дело, когда за этими требованиями будут стоять десятки, сотни тысяч людей, то власть не сможет просто так проигнорировать их мнение. Поэтому наша цель - чтобы люди поборолись за свое будущее, за свою жизнь и заставили власть выполнять главную свою функцию - эффективно управлять страной.

- Хорошо. Собрались люди, обсудили проблемы, выдвинули требования. Что дальше, забыли и вновь "заснули" на полгода?

- Нет. Выдвинув требования, мы должны будем получить от власти внятный ответ. По закону, а я хочу подчеркнуть, что организуемые мероприятия проводятся строго в рамках действующего белорусского законодательства (в частности, Закона о республиканских и местных собраниях, который является инструментом граждан для прямого управления делами государства), власти должны рассмотреть наши требования и дать ответ людям на их предложения. Получив ответ, мы будем смотреть, что делать с ней (властью) - доверять или ставить вопрос о том, что эта власть не имеет права на управление, так как не способна выполнять волю тех, кто ее нанял на работу. Дальше будет продолжаться политическая жизнь.

- То есть, никакие потрясения страну не ждут...

- Еще раз хочу подчеркнуть: сегодня нельзя говорить, что 9 октября все изменится, люди станут жить лучше, появятся доллары в обменниках, повысятся зарплаты, снизятся цены. Но вектор мы обозначим: как мы - граждане Беларуси - хотим жить, и будем требовать от тех, кто нами управляет, чтобы они выполняли наши требования.

- Расскажите, как идет работа по организации Схода, нужно ли для его проведения официальное разрешение властей?

- Сегодня в десятках городов республики созданы оргкомитеты, работают сотни людей, которые пытаются реализовать права, предоставленные законом. Согласно ему, граждане определенного дома, улицы, квартала, города могут выступить с инициативой проведения такого собрания. Для этого им надо заручиться поддержкой 10% жителей этого дома, улицы, квартала, города. Затем они создают оргкомитет и могут проводить (без разрешения властей!) собрание граждан, проживающих на этой определенной территории. Сегодня идет большая организационная работа - активисты демократического движения ходят и объясняют людям, что такое Сход. Надо сказать, что граждане очень активно откликаются на наши предложения, и это несмотря на лето - "мертвый" для политики сезон (почти половина граждан отсутствует по месту своего постоянного проживания). Но лето заканчивается, придет сентябрь и, я думаю, работа пойдет более активно.

- Какие-то первые результаты работы можете озвучить?

- Как минимум половина тех, к кому обращались наши активисты с предложением, с большим интересом к нему отнеслась. Люди говорят, что это очень хорошая инициатива, поддерживают те требования, которые сегодня высказываются организаторами. Более того, можно констатировать, что многие из них сами готовы участвовать в организации местных собраний: спрашивают, можно ли им подключиться к сбору подписей у себя на работе, в доме… Мы видим, что как минимум четверть граждан занимает активную позицию и готовы что-то делать, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Поэтому я с оптимизмом смотрю в будущее. Но еще раз хочу повторить: это не какая-то финальная акция, не последний смертельный бой. Это демонстрация того, что в Беларуси очень много людей, которые разделяют позицию политических партий демократической ориентации, о том, что стране нужны перемены в политической и социально-экономической сфере.

- Многие ваши оппоненты говорят, что время упущено, что надо было сразу, что называется, по горячим следам, выводить народ на улицу, а вы дали такую большую фору власти. Можете как-то парировать? Почему была выбрана эта дата?

- Сход 8 октября не является какой-то спонтанной акцией, которая является проявлением социального взрыва людей. Мы понимали, что ее проведение требует большой организационной подготовки, серьезного убеждения людей в том, что их непосредственное участие в собственной судьбе необходимо, чтобы менять ситуацию. Мы не поддержали призыв выводить людей на улицы в апреле-мае, так как понимали, что для этого мы еще недостаточно поработали с людьми: для их мобилизации, по их политическому просвещению, по разъяснению того, что мы конкретно хотим делать. Тем более после печально известных событий 19 декабря и того брутального разгона с избиениями, который учинила власть, вот такой голый призыв вряд ли достиг бы цели. Поэтому мы взяли вот такую, если хотите, паузу, чтобы объяснить людям, что мы проводим совершенно законную акцию и любые противодействия сбору подписей и проведению самих собраний являются противозаконными. Это очень важно объяснить людям. Во-вторых, мы прекрасно понимали: то, что произошло в экономике весной - это было только начало, потому что никаких возможностей или предпосылок у властей для изменения ситуации просто не существует - ни политических, ни экономических. Мы оказались правы: сегодня ситуация хуже, чем была в мае. Я уверен, что в октябре она будет еще хуже.

- На чем строится такой вывод?

- Это хорошо демонстрируют последние совещания, которые проходят и, в том числе, с участием президента. Власть находится в какой-то прострации, она не способна принимать взвешенных решений. Да, сегодня нужны непопулярные меры, очень больные решения. Но это как хирург, который делает операцию, чтобы вылечить больного, делает ему больно, и если он это делать не будет, то приведет его к смерти. Но для этого надо взять на себя мужество для принятия такого решения. Сегодня очевидно, что белорусская власть ни мужеством, ни ответственностью не обладает. И мы понимаем, что 8 октября социальный градус будет выше.

- Так все же почему именно эта дата?

- Эта дата с одной стороны случайная, а с другой где-то символичная. 8 октября во всем мире профсоюзами отмечается День защиты прав работников наемного труда. Мы тоже пытаемся защитить людей, которые живут на зарплату, пенсию, стипендию, пособие. Людей, которые зарабатывают своим трудом, физическим или интеллектуальным. Поэтому, возвращаясь к одному из ваших вопросов, оценивая ситуацию сегодня, я думаю, что 8 октября - это может и рано. Хотя никто нам не мешает и после этой даты проводить подобные мероприятия, но более широкого масштаба. Хотя надо отметить, что власть уже начала реагировать на нашу инициативу. Уже заговорили об индексации зарплат и пенсий, о выплате всяких компенсаций. Они не решают проблему тех потерь, которые понесли люди, но власти вынуждены прислушиваться к требованиям в том числе и инициаторов Схода и пытаются как-то упредить ситуацию, решить некоторые вопросы до того, как люди соберутся. Поэтому мы уже можем говорить, что с точки зрения помощи людям эта акция имеет результат. Однако надо дальше подталкивать власть к тому, чтобы кардинально решать ситуацию.

- Почему Белорусская партия левых "Справедливый мир" поддержала идею Схода?

- Хочу сразу сказать, что идея Схода - это форма работы просто, как говорится, прописана для политических партий. Прямая задача политических партий - это аккумулировать народные требования, политическую волю граждан и отстаивать их перед властью. Поэтому сегодняшнее неучастие любой партии в подготовке Схода ставит вопрос: а политическая ли это партия? Кроме этого, наша партия решает попутно целый ряд вопросов: наши активисты встречаются с людьми, ведут пропаганду нашей партии, ищут сторонников, создают базу сочувствующих людей партии, что в современных условиях очень важно. Это прямое выполнение тех решений, которые были приняты XV съездом нашей партии в мае этого года. Мы были не просто участниками, а одними из организаторов Схода, теми, кто вырабатывал идеологию этого мероприятия. Ну а кроме того Белорусская партия левых "Справедливый мир" не может не выступать в защиту экономических интересов людей, в защиту социальной справедливости, в защиту людей, которых государство обокрало. Если бы мы прошли мимо этой акции, то был бы большой вопрос: а являемся ли мы политической партией левой идеологии, социальной ориентации?

- Ну, могли бы участвовать в съезде патриотических сил, которые организовывал глава президентской Администрации Владимир Макей…

- Мне кажется, что он (съезд - udf.by) умер, еще не родившись. Прошла первичная информация и на этом все заглохло. Я пытался выяснить, что оно из себя представляет, но так и не нашел никаких подробностей.

- Может власть нашла альтернативу - приглашение к круглому столу, который в понедельник предложил Александр Лукашенко?

- Я думаю, что это попытка перехватить инициативу и сбить тот социально-политический накал, который поднимается в связи с подготовкой к Сходу. Мы в принципе не отвергаем возможности участия в любом виде диалога с властью. Но пока это совершенно невнятный проект. Пока не понятны ни повестка дня этого круглого стола, ни формат участия, ни регламент. Мы не знаем, будет ли у нашей партии возможность высказать свою позицию по выходу страны из кризиса, будет ли это публично, чтобы миллионы граждан могли услышать эту позицию, или будет представлена только позиция провластных структур, а мы будем участвовать в декоративном качестве, и затем скажут, что в каких-то непопулярных решениях, которые были приняты в результате этого круглого стола, мы якобы тоже участвовали. Сегодня очень важно получить внятные разъяснения, что предлагается.

- А у оппозиции есть свой сценарий диалога с властью?

- У нас есть свой подход, как это можно сделать наиболее эффективно. Шесть политических субъектов еще несколько месяцев назад, подписав известное политическое соглашение о взаимодействии, высказались за прямые переговоры между властью и оппозицией по условиям выхода страны из кризиса. Это более эффективно, нежели какой-то размытый круглый стол с непонятной повесткой дня и регламентом работы. Но мы, еще раз повторюсь, не исключаем и другие формы, но главное условие, чтобы никто не играл краплеными картами. Важно понимать, для чего это мероприятие, что оно принесет народу Беларуси, что это не очередная ширма для каких-то новых закулисных игр. Сход не является какой-то панацеей, которая решит все проблемы. Это одна из форм политической деятельности по самоорганизации наших граждан для решения сложной ситуации, в которой оказалась наша страна, "благодаря" тому тупиковому курсу, который проводился в Беларуси в последние годы.

- Каковы ваши ожидания? Есть ли опасность, что власти сорвут мероприятие?

- Скажу так: не надо кликать беду, пока ее нет. Пока власти ведут себя относительно пристойно. У нас были в регионах небольшие конфликты, которые разрешались в рамках закона. И мы не видим сегодня какого-то прямого препятствия деятельности, которую мы проводим. Я думаю, для властей было бы сегодня опасно начать препятствовать этому, так как тем самым они покажут не оппозиции (нам это все известно), а народу, что вместо того, чтобы прислушаться к людям, к их проблемам, они запускают маховик репрессий. Это породит еще больше противников этого режима. Поэтому, на мой взгляд, силовой вариант реагирования - опасный вариант. Но все может быть. И если власть будет безумна в своих действиях, то безумный человек может и сам себе навредить. Но мы все-таки надеемся, что какой-то разум у власти все-таки есть. Особенно у региональных властей. Тем более, они находятся в одной лодке с гражданами: они тоже в белорусских рублях получают зарплату, в тех же магазинах и по тем же ценам покупают продукты. Поэтому они кровно должны быть заинтересованы, чтобы люди, коль сами боятся, достучались до центральных властей, от которых и зависит социально-экономическая ситуация в стране. Сегодня руководители предприятий, районов должны были бы стать плечом к плечу к людям, которые организуют Сход или, как минимум, не мешать, ведь дома они обсуждают те же темы, что и простые люди. В заключение хочу сказать: мы очень надеемся на то, что люди сами станут соорганизаторами Схода, так как это мероприятие не оппозиции, ведь сам закон предусматривает, что это творчество самих людей в их же интересах.